Заоблачные технологии

6 222
Оглавление
В октябре 1969 в Калифорнийском университете проводился эксперимент: оператор Чарли Клайн вводил команду входа в систему «login» и ждал, что ответит Билл Дюваль, оператор из Стэнфорда. В первый раз эксперимент провалился – на экране появились лишь буквы «l» и «о». Но со второго раза все удалось. Так американские ученые запустили сеть ARPANET, ставшую родоначальницей современного интернета и всех облачных сервисов. От одного-единственного слова в сети до миллионов гигабайтов загруженных данных – как развивались облачные сервисы, читайте на diletant.media.

Отец Интернета

В это трудно поверить, но идеи создания современных облачных сервисов появились еще в 60-х годах XX века. Да-да, именно в те времена, когда техника только-только перешла от огромных механических монстров, занимающих целые комнаты, к первым персональным компьютерам, а до появления Apple оставался десяток лет. Автором идеи считается американский ученый Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер, известный среди IT-специалистов под прозвищем Лик. Поначалу он занимался психоакустикой, и лишь 50-х годах увлекся компьютерными технологиями. Работая в Университете Массачусетса, Ликлайдер пришел к мысли, что вполне возможно объединить компьютеры такой сетью, чтобы любой человек из какой угодно точки мира мог получить доступ к нужной ему информации. Так Лик стал духовным отцом будущих облачных сервисов — и заодно всего Интернета.

Первая сеть

Главным детищем Ликлайдера была компьютерная сеть ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network). Она была разработана Агентством Министерства обороны США по перспективным исследованиям в 1969 и стала прототипом современного Интернета. Сеть нужна была Америке на случай войны, чтобы иметь возможность беспрепятственно передавать информацию. За дело взялись лучшие умы Стэнфорда, Университета Калифорнии и Юты. Им удалось создать сеть, которая передавала информацию на расстоянии.

Тест прошел в октябре 1969. Оператор в Калифорнийском университет должен был ввести слово «login» на экране, а оператор в Стэнфорде подтвердить получение. С первого раза эксперимент не удался, но все получилось со второго — текст преодолел расстояние в 600 километров. В 1984 у ARPANET появился конкурент — NSFNet (National Science Foundation Network). Эту компьютерную сеть создал Национальный фонд науки США. Именно на ее основе долгое время и «держался» Интернет.

Место встречи на облаке

В 1983 появилось первое «облако». Компания CompuServe, первый в Америке интернет-провайдер, предложила своим клиентам уникальную услугу — немного места на диске для хранения любой информации, которую им захотелось бы загрузить. А десять лет спустя компания AT&T запустила PersonaLink Services, онлайн-платформу для личного и бизнес-общения. Хранение данных впервые производилось полностью онлайн. Именно из рекламного слогана PersonaLink Services и распространилось название «облако»: «you can think of our electronic meeting place as the cloud» («вы можете думать о нашем электронном месте встречи как об облаке», Ред.).

Облака для всех

Настоящая революция в сфере облачных сервисов произошла в 2006 году. Именно тогда Amazon представил своим пользователям сервис AWS S3. Он давал возможность не только хранить данные на удаленном хостинге, но и пользоваться вычислительными мощностями Amazon. Этот сервис до сих пор пользуется огромной популярностью — его предпочитают, например, Twitter, Dropbox и Minecraft. Вслед за Amazon потянулись и другие воротилы IT-бизнеса: Google, Sun и IBM. Облачные хранилища быстро завоевали популярность: пользоваться ими оказалось легко, сервисы работают быстро и не нагружают компьютер пользователя, а все нужные файлы оказываются под рукой в любой момент.

Как в будущем

Сегодня облачные сервисы перестали быть интернет-заменами флешек. Из облака можно запускать приложения и предоставлять в пользование программное обеспечение. Текстовые редакторы, программы для электронных таблиц и презентаций уже давно необязательно устанавливать к себе на компьютер, ими можно пользоваться прямо из облака. Современное облако, по сути, может полностью заменить персональные программы. В большинстве случаев для пользователя совершенно нет разницы, работает ли приложение на его личном компьютере или через центр обработки данных.
Облачные сервисы в бизнесе

Естественно, облака активно используются в бизнесе. Моделей обслуживания несколько. Самая простая — IaaS, то есть, инфраструктура как услуга. Заказчик получает виртуальный сервер с определенной мощностью и операционной системой. Немного сложнее модель PaaS, платформа как услуга. Облачный провайдер предоставляет доступ к системам управления базами данных, средствам разработки и тестирования, а также полностью ими управляет. На высшем уровне находится модель SaaS, программное обеспечение как услуга. Провайдер полностью управляет не только оборудованием, которое используется в интересах заказчика, но и уже готовым профессиональным ПО. В облаке работают, например, многие CRM (системы управления отношениями с клиентами) и системы бизнес-аналитики. Но облака не ограничиваются лишь программами, на них можно реализовать целые бизнес-функции. Например, связь. Первую облачную АТС в России еще в 2003 году под брендом MANGO OFFICE запустила компания «MANGO OFFICE», которая до сих пор является основным поставщиком в стране. Виртуальной АТС не требуется доступ к каналам телефонной связи, звонки проходят по специальному интернет-протоколу, в режиме онлайн можно управлять колл-центром и проводить видеоконференции.

Сегодня количество облачных приложений продолжает расти. По данным Глобального индекса облачных технологий, к 2021 году годовой трафик облачных сервисов достигнет почти 20 триллионов гигабайт. Мог ли себе представить Ликлайдер, до каких масштабов разрастется всеобщая сеть, о которой он так мечтал? Источник: Дилетант

Актуальное

21 642
Унифицированные коммуникации в России
Николай Бабкин, руководитель отдела управления продуктами MANGO OFFICE, прокомменировал ситуацию на российком рынке унифицировнаных коммуникаций.
20 063
Мессенджер-маркетинг: шесть советов, как заинтересовать потенциального покупателя

Как сделать так, чтобы потенциальный клиент с интересом открывал сообщения от бренда и был готов пойти по воронке ниже? Несколько рекомендаций от маркетологов MANGO OFFICE.

9 022
Вовлекаем клиента с помощью SMS, мессенджеров, чат-ботов: советы для онлайн-продаж от практиков

В статье на портале Retail.ru специалисты MANGO OFFICE собрали несколько советов, как лучше использовать различные текстовые инструменты на каждом этапе воронки продаж.